МИНИСТЕРСТВО ИНФРАСТРУКТУРЫ УКРАИНЫ

На рейде: 2
Под обработкой: 21

virusship-handling-ruhandling-railway-transport-rue-procurement-uspa-ru

РАЗДЕЛЫ

agency-company-rus

Investment

resolution-rus

anti-corruption-rus

comment-rus

procurement-rus

monitor-rus

recommendation-rus

70,52 МгЦ областное радио

Порт в социальных сетях

 

n-an-an-an-a

Авторизация

archival-photos-rus

Порт

Перезагрузкой экологического контроля в морских портах будет заниматься специальная рабочая группа - новый руководитель Госэкоинспекции

«Позиция нового руководства Госэкоинспекции заключается в том, что все территориальные органы должны быть очищены. Мы хотим видеть в качестве инспектора молодого профессионального человека в форме, который будет приходить на предприятие и не требовать взятки, а совершать действия, которые защищают закон. Наша главная задача, чтобы этот инспектор стоял на защите жизни и здоровья людей. Потому Государственная экологическая инспекция это в первую очередь - о жизни и здоровье людей».

 

Этими словами вчера, 12.12.2019 г., начал свой брифинг в Одессе врио председателя Госэкоинспекции Украины (ГЭИ) Егор Фирсов. Новый руководитель ведомства провел в областной государственной администрации выездное совещание «по вопросам деятельности Государственной экологической инспекции Крымско-Черноморского округа».

 

Формальным поводом для проведения встречи стал общественный резонанс конфликтной ситуации в порту «Черноморск», где на позапрошлой неделе сотрудниками ГЭИ было задержано за якобы загрязнение окружающей среды судно Shandong Peng Cheng.

 

Указанное судно смогло покинуть порт только после уплаты крупного штрафа. Теперь это решение оспаривается представителями судовладельца в судебном порядке. По имеющейся информации, с начала года ГЭИ Крымско-Черноморского округа уже проиграла в суде более 80 аналогичных дел.

 

Несмотря на то, что анонс о совещании появился в СМИ всего за день до его проведения, в дискуссии по актуальной для региона проблеме приняли участие представители более сорока субъектов хозяйствования (филиалов ГП «Администрация морских портов Украины» (ГП «АМПУ»), операторов береговых грузовых терминалов, агентских, экспедиторских, юридических компаний), а также представители органов местной власти, общественных организаций, многочисленные журналисты.

 

Дискуссия в облгосадминистрации длилась два часа и носила довольно острый характер. В частности, сокрушительной критике со стороны бизнеса была подвергнута практика осуществления экоинспекторами попыток контроля качества изолированного балласта на судах (чего нет ни в одной другой стране мира), а также существующая практика контроля морской воды в гаванях.

 

Участники встречи многократно отмечали незаконность действий сотрудников региональных органов ГЭИ, которые «как сомалийские пираты» прорываются на борт судна и предъявляют капитанам предписания по поводу загрязнения окружающей среды, даже не имея полномочий подписывать такие документы, а затем назначают штрафы просто «от фонаря» - не имея утвержденных методик вычисления экологического ущерба. Когда подобные попытки вымогательства совершаются по отношению к береговым субъектам хозяйствования, у последних есть время на судебное обжалование действий экоинспекторов. У капитана иностранного судна такого времени нет совсем - каждые сутки простоя сухогруза или танкера в порту обходится судовладельцу потерями от 10 до 100 000 долларов.

 

По словам представителей бизнеса, нынешняя практика экологического контроля в портах уже привела к тому, что многие судовладельцы отказываются от фрахта в направлении украинского берега, или включают в сумму фрахта коррупционную составляющую. Как отмечали на совещании представители международных клубов морского страхования, в договорах есть специальное «украинское предостережение», в котором фрахтователей предупреждают: для предотвращения задержки судна необходимо включить в дисбурсментский счет дополнительно определенную сумму в связи с осуществлением «экологического контроля». Страхователи с болью констатировали, что по уровню рисков рейсы торговых судов в Украину стоят на третьем месте после рейсов в «пиратские» регионы вблизи Нигерии и в Аденский залив.

 

Обращая внимание на тот факт, что действия экологических инспекторов в портах наносят огромный ущерб имиджу Украины в глазах мировых морских перевозчиков, участники совещания предложили новому руководителю ГЭИ перезагрузить правовую базу экологического контроля в портах - утвердить четкие и понятные правила как проведения проверок, так и методики исчисления суммы нанесенного экологического ущерба. Отдельно указывалось на необходимости повышения роли в этих процессах структур Администрации морских портов Украины.

 

Подытоживая дискуссию, Е.Фирсов предложил присутствующим не теряя времени создать специальную рабочую группу, которая будет заниматься разработкой и внедрением новых правовых основ деятельности экоинспекторов в портах. В рабочую группу глава ГЭИ предложил включить представителей судовладельцев, адвокатских компаний, ГП «АМПУ», общественных организаций.

 

- Главная задача рабочей группы - наработать новые правила игры, - сделал акцент Е.Фирсов. - Вы знаете, что проверка портов и судов Госэкоинспекция может проводить вместе с АМПУ. И наша задача - сделать такую ​​модель и возможно перезапуск Черноморской инспекции с участием новой конкурсной комиссии, в которую войдут общественные организации, чтобы мы сформировали новый состав этой комиссии. Чтобы мы были уверены: если инспектор идет в порт или на другой хозяйственный субъект проверять.., там точно не будет коррупции... Возможно, первые несколько месяцев проверки следует проводить открыто - инспектор, представитель АМПУ, общественной организации, журналисты. На камеру снимать: как отбираются пробы, как происходит проверка...

 

В совещании в ОГА приняли участие представители центрального аппарата и ряда филиалов ГП «АМПУ», что свидетельствует об актуальности повестки дня для портовиков. По предложению директора департамента безопасности мореплавания и экологической безопасности ГП «АМПУ» Николая Севирин в рабочую группу, которая будет заниматься перезагрузкой экологического контроля в портах, включен первый заместитель директора указанного департамента Андрей Григорьев.

 

Исполняющий обязанности начальника Одесского филиала АМПУ Денис Карпов в своем комментарии журналистам напомнил, что с 1 августа с.г. вступил в силу Порядок взаимодействия Администрации морских портов Украины и Государственной экологической инспекции в случае выявления случаев сброса судами загрязняющих веществ в пределах акватории морского порта (Постановление КМУ от 17 июля 2019 № 670).

 

- Мы полностью поддерживаем позицию по недопущению загрязнения моря по вине судна, а в случае возникновения такой ситуации судовладелец должен быть привлечен к ответственности, - отметил Д.Карпов. - Однако, как показывает практика, во многих случаях обоснованность претензий экоинспекторов вызывает сомнения. И я абсолютно согласен с тезисом нового руководителя Госэкоинспекции о необходимости восстановления доверия и уважения со стороны бизнеса и иностранных судовладельцев к должностным лицам, которые осуществляют экологический контроль в портах. А чтобы восстановить это доверие, инспекторы должны придерживаться четко прописанных в законе процедур. Коррупция возникает там, где не работают законы...

 

Еще одна важная тема, которая поднималась на выездном совещании под председательством нового руководителя ГЭИ - загрязнение акваторий портов непортовыми субъектами хозяйственной деятельности. Участники встречи неоднократно подчеркивали, что загрязнение окружающей среды морскими судами может составлять максимум один процент от общего объема вредных веществ, которые попадают в море через городские ливневые коллекторы и просто из канализационных труб, которые нигде легально не зарегистрированы и никем не контролируются.

 

- Городская ливневая канализация должна работать только тогда, когда идет дождь, - сказал по этому поводу Е.Фирсов на своем брифинге после совещания. - Но существуют незаконные подключения к этим ливневым коллекторам и туда идет практически все: и торговые центры туда подключаются и сливают свои стоки, и автомобильные мойки... Мы обратились в посольство Нидерландов и три эксперта из порта Роттердам по нашей просьбе проведут независимый [экологический] аудит трех украинских портов. На содержание вредных веществ [в морской воде]. Скорее всего, это будут порты Одесский, Южный и один из портов Николаевского региона...

 

Пресс-служба администрации Одесского морского порта

 

2019121301

 

2019121302

 

2019121303